Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Информационные  технологии на уроках географии

                                      Учитель географии  Ермакова Л.Л.                                    

     2019

 

Использование информационных технологий на уроках географии

   В педагогический обиход прочно входит новое понятие – компетентностный подход. Одним из направлений общеучебных умений и навыков является  учебно – информационное.  Поэтому за основу своей деятельности я взяла информационно-коммуникационные технологии, которые в большей степени способствуют повышению эффективности процесса образования и воспитанию социально – активной личности.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

     В нашей школе созданы комфортные условия для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс. В кабинете географии помимо мультимедийного проектора установлена интерактивная доска. Всё это позволяет успешно реализовать одну из ключевых проблем школы – внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

        Использование  ИКТ  позволяет:

  • стимулировать познавательный интерес к географии;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  • повысить объём выполненной работы на уроке;
  • рационально организовать учебный процесс;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • развивать мышление и творческие способности ребёнка;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
  • формировать активную жизненную позицию в современном обществе.

                       Область применения ИКТ на уроках географии

        География – предмет, где ИКТ можно использовать практически на каждом уроке. Я использую ИКТ на всех этапах учебного процесса.

       В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, творческих заданий, при контроле знаний и умений.

       При изучении нового материала использую возможность в доступной, яркой, наглядной форме представить учащимся теоретический  материал.

      Образовательные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.

        Информационные технологии помогают мне изготовить и оформить дидактический материал.

        На уроке закрепления часто использую тесты, кроссворды, индивидуальные задания, которые создаю сама. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала.

    Очень часто на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

       Так, при изучении раздела «Особенности природы России» в 8 классе можно представить электронные презентации, иллюстрирующие памятники природы России, такие как «Долина гейзеров на Камчатке», «Карелия - край озер и лесов», «Телецкое озеро - жемчужина Алтая», «Чудо природы - Байкал» и другие. Такие презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость, что побуждает школьников высказывать свои мысли о значимости таких мест для человека, о необходимости их охранять, беречь.

В 6 классе электронные презентации позволяют иллюстрировать изучаемый материал, расширять кругозор учащихся, мотивировать их на изучение предмета. И это притом, что на изучение практически каждой темы выделяется чаще всего не более одного урока и за отведенное время необходимо освоить новые понятия и термины, понять суть изучаемого материала и закрепить материал. Так, при изучении темы «Вулканы», можно в презентации показать виды разных вулканов - действующих и потухших, показать внутреннее строение вулкана, вынести ключевые определения и показать картины извержения вулканов. Для закрепления материала можно на слайде представить вопросы или задания теста, что позволит сэкономить бумагу на распечатывание тестов или заданий.

В 7 классе, где на уроках часто используется несколько карт, можно карты сканировать и представлять на слайдах электронной презентации, это позволяет использовать на уроке большее количество карт, экономит место и время на перевешивание карт, если в работе задействована и доска. При изучении географии материков и океанов уроки-презентации, видеофильмы, слайд–шоу, интерактивные карты помогают сформировать у учащихся знания о разнообразии  природы нашей Земли, о многообразии стран и культуре народов мира. Например, на уроке «Первое знакомство с Северной Америкой»   слайд-шоу показывает разнообразие и красоту природы материка, достопримечательности, что активизирует познавательный интерес учащихся к данной теме.

     Таким образом, демонстрация на уроке материалов: карт, иллюстраций ландшафтов, географических объектов из источников, не доступных всем ученикам, позволяет учащимся успешно изучать новый материал, так как с помощью мультимедиа, карт и иллюстраций, более ярко отображается природа изучаемой территории, демонстрируется на экран. Мультимедийные  интер-активные средства (проектор и экран) позволяют проводить обучение школьников с безусловным соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники, поскольку отсутствует ее вредное воздействие на учеников.

         Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников можно предложить учащимся творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание презентаций. Например, в 8 классе при изучении природы отдельных природно-территориальных комплексов можно создать презентации. В 9 классе - можно сделать презентации по темам «Города России», «Города науки», «Военно-промышленный комплекс России» и т.д. На защите рефератов в 9 классе по экономической географии России и в  10 классе по экономической и социальной географии мира ученики могут использовать электронное приложение к своему реферату, где могут быть представлены ключевые моменты доклада. Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Использование компьютерных презентаций в преподавании курса географии в средней школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам. Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии, как учебному предмету. Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.

        В последнее время перед учителями географии стоит проблема обеспечения учебного процесса географическими картами. Благодаря ЦОР и ЭОР любую карту можно по мере необходимости вывести на экран и использовать в учебном процессе. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам. Использование программы «Power Point» как нельзя лучше способствует созданию «образа территории» при изучении региональных курсов географии, а также позволяет решить вопрос отсутствия наглядности. Конечно, эту проблему можно частично решить прежними традиционными средствами изучения, но учитель-практик знает, как сложно обеспечить все источники географической наглядности на каждом уроке. Презентации созданные с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять. 

       Среди интерактивных средств обучения особую роль занимает использование на уроках географии интерактивных карт. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно - и зрительно, и на слух.

Существует три основных вида работы с электронной интерактивной картой:

  • работа со слоями карты;
  • работа с дополнительным материалом;
  • использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).

                                       Работа со слоями карты. 

Этот вид работы позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты «Электроэнергетика России», «Топливные ресурсы», ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны. Комбинируя слои карты, можно, во-первых, снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке, во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты.

                       Работа с дополнительным материалом. 

Важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость. 

         Использование дополнительных возможностей программы.

 Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию. Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры и терминов), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов. 

         Можно отметить следующие достоинства применения интерактивных карт в процессе обучения:

  • концентрируют внимание учащихся на основных моментах учебного материала;
  • позволяют сочетать устный лекционный материал с изображением иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, видео и звуковой информации, что делает учебный процесс интересным, наглядным и убедительным;
  • дают возможность проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе лекции, составлять опорные схемы, проводить сравнение и т. д.

       Уникальные возможности ИКТ можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов как учителем, так и учеником. 
 В результате использования  ИКТ повышается интерес учащихся к предмету, многие разрабатывают свои собственные ИКТ - проекты, создают презентации, учатся выбирать из огромного мира информации самую необходимую.Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.

            

Использование информационных материалов на уроках географии >>>  скачать (.pdf)