Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

учитель информатики МБОУ СОШ № 7

Лукашёва Лариса Владимировна

Вопросы метапредметного обучения проявлялись всегда. Со времен появления процесса обучения существовали вопросы проникновения одного предмета в другой. Но сам процесс формирования понятий метапредмет и метапредметный подход в обучении проходил на протяжении всего XX века. В его основу легли учения психологов и педагогов, направленные на создание условий для психического развития и обучения учащихся. Развитие психолого-педагогической науки привело к созданию положений деятельностного обучения, являющегося основным в реализации метапредметного подхода. И так родился “метапредмет” то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.

Информатика и ИКТ как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

üналичием автоматизированного индивидуального рабочего места с ПК, оргтехникой, мультимедийными устройствами, выходом в Интернет, доступом к общим ресурсам;

üналичием особого диалогового пространства, когда нет необходимости для ответов выходить к доске, а можно свой ответ произнести или продемонстрировать с места;

üвозможность на каждом уроке выполнить индивидуальную (уникальную) работу;

üимеется возможность продемонстрировать свои навыки работы с ПК.

И в этой связи информатика занимает центральное место. Ведь информатика, стоящая на стыке естественно научных и общественно научных дисциплин включает в себя все основные принципы построения этих наук. Информационные процессы вытекают из описания природных и социальных процессов. Ни один другой предмет не имеет более мощного аппарата, чем информатика. Применение его на практике означает переход от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к активно-деятельностному, что и предполагают ФГОС.

На уроках информатики использование ИКТ-технологий позволяет учащимся реализуя активно-деятельностноый подход в обучении заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (физики, математики, экономики, географии, литературы, истории, русского и иностранного языков и т.д.). При этом они должны научиться чётко формулировать задачу, решать ее и оценивать результат.

Я хотела бы познакомить  только  с некоторыми задачами из разных предметных областей, где использование метапредметного подхода раскрывает активно-деятельностный подход в обучении.

В своей деятельности, начиная со 2 класса, я использую, как механизм развития метадеятельности на уроках информатики, систему творческих заданий.

Творческиме задания– это учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.  Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

ü  не имеет однозначного и односложного ответа или решения

ü  является практическим и полезным для учащихся

ü  связано с жизнью учащихся

ü  вызывает интерес у учащихся

ü  максимально служит целям обучения

Выполнение творческого задания всегда требует от школьников целеустремлённости, организованности и творчества.

Приведу несколько примеров творческих заданий, используемых мною на уроках «Информатика и ИКТ».

Например, 2-3 класс.

Раздел «Кодирование и декодирование информации».Творческое задание: Разработать собственную кодовую таблицу. Выполняя творческое задание учащийся развивает такие метапредметные умения как использование знаково-символических средств представления информации для решения практических задач; умение работать с разными видами информации: текстом, рисунком, числом, знаком. После представления своего конечного продукта, ребятам предлагается представить себя в роли шпионов и разведчиков и применить свои кодовые таблицы для шифрования важных сообщений.

8-9 класс. Вспомним “Технологии мультимедиа» - создание презентаций «Мое хобби», «Моя будущая профессия», «Страны мира» (интегрированное задание с географией).

Сочинить сказку «Компьютер через 1000 лет»

Раздел «Текст как форма представления информации». Творческое задание: создание проекта «Мы и спорт». Ребята готовят материал по разным направлениям, оформляя по ГОСТу, объединяя материалы в один большой документ.  Выполняя такое творческое задание обучающийся совершенствует приобретённые навыки работы с информацией и пополняет их, он работает с текстами, преобразует и интерпретирует содержащуюся в них информацию, формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует её, осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов электронных библиотек и Интернета. Фиксирует результаты в текстовом редакторе в соответствии с установленными требованиями к оформлению реферата.

Изучая тему «Базы данных», создаем базу «Регионы России», где учащиеся используют изученный школьный материал и дополнительную информацию.

Сетевая и иерархическая БД. Творческое задание: создать генеалогическое древо своей семьи.

Изучая табличный процессор Excel, учимся анализировать, преобразовывать текстовую информацию в графические данные, выполнять  расчеты: проект «Мой малый бизнес», «Коммунальный платеж».

Творческие задания опираются на получение регулятивных, коммуникативных результатов.

Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатные графы, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

Метапредметные результаты обучения предполагают освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, овладение способностями их использования в социальной, познавательной и учебной практике. Их усвоение подразумевает самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками и построение индивидуальной образовательной траектории. Данные требования реализуются через применение в обучении метапредметного подхода, создании межпредметных проектов.

В традиционной системе обучения использовались элементы метапредметности, системное внедрение началось, только с введения ФГОС. А информатика, имея свой уникальный аппарат, позволяет наиболее наглядно и всесторонне реализовать метапредметный подход, обосновывая его необходимость, многогранность, востребованность.

Литература:

http://festival.1september.ru/articles/647921/

http://doronina-ek.ucoz.ru/index/tvorcheskie_zadanija_dlja_5_klassa/0-53

http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2015/02/22/formirovanie-metapredmetnykh-umeniy-na-urokakh

http://festival.1september.ru/articles/647921/