Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Аверьянова Алена Петровна, учитель химии МБОУ СОШ № 7

 

Тема: Химические свойства серной кислоты.

Цели:

Образовательные:

изучить химические свойства серной кислоты путем                                                 сравнения с общими свойствами кислот, активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока, совершенствовать умения составлять уравнения реакций ионного обмена расставления степени окисления.

Развивающие:

развивать логическое мышление, вырабатывать умение сотрудничать и объективно оценивать свою работу и работу других учеников класса.

Воспитывающие:

воспитание интереса к учению, чувства ответственности за выполненную работу перед коллективом.

Ход урока.

Орган. момент (постановка цели)              (5мин)

-В начале  урока я хочу вам прочитать отрывок из произведения «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла: «В нескольких шагах от нее сидел на ветке Чеширский кот.

 – Скажите  пожалуйста, куда мне отсюда идти?

– А куда ты хочешь попасть? – ответил кот.

 Мне все равно. – сказала Алиса.

- Тогда все равно, куда идти, - заметил кот».

Вопрос классу: Что хочет кот этими словами сказать Алисе и зачем я их прочитала вам в самом начале урока?

(ответы)

Да, надо знать цель своей работы. Сегодня на уроке мы будем наблюдать, делать выводы. Это  умение необходимо в жизни каждому человеку. Для нас наблюдать - это не просто замечать, ведь наблюдение – первый этап человеческого познания. Например,  ученые,  приступая к исследованиям, сначала проводят наблюдения. Поэтому  постарайтесь сегодня на уроке хотя бы мысленно, а иногда и вслух начинать ответ со слов «А вот я заметил …». Я предлагаю вам сегодня отправиться в кругосветную регату, но не в простую, а в химическую  под названием «Серная кислота»,  в ходе которой мы вспомним знания прошлых уроков и изучим химические свойства серной кислоты.

Тетради ваши превращаются в путевые дневники, в них вы и запишите тему урока.

Путешествовать мы будем на 3 яхтах, на каждой яхте - капитан–консультант и места учета для результатов с маршрутом.

Актуализация знаний.     (10мин)

Ребята, кажется нас с первых минут неприятности. Чтобы отправиться в путь надо преодолеть :

1) химический лабиринт.

Предлагаю одному уч-ся выйти к доске

2) Ребята, я вижу на горизонте пристань «Индивидуальная».

а) работа с ромашками с секретом (выбираем по сложности  задание).

б) (проверяют) консультанты выставляют оценки в карточки. Самопроверка.

Продолжим наш путь под другой цифрой.

3) бухта техники безопасности. Через неё можно попасть в империю.  Вспомним, какими физическими свойствами характеризуется серная кислота?

(ответ)

А теперь самостоятельно составьте структурную формулу. Проверьте друг у друга ( баллы в карточку).

Новый материал.

Море  взволновалось,  ребята,  и мы приближаемся к главной гавани

4) исследовательской.

Нас встречают с вами жители империи, но как же среди них определить, где кислоты?

(ответ)

-среди трех выданных веществ определите, где кислота.

Прекрасно!  Но главная наша цель какова? Что мы ещё не знаем?

(по опорным конспектам)

1) самостоятельно общие свойства (кто вперед у доски реакцию записываем полное и сокращенное ионное уравнение).

2) в путевых дневниках

у доски:..

3) специфические свойства (объяснение учителя по опорному конспекту на доске.)

(Почему реакция с хлоридом бария называется качественной, характеристикой ?)

у доски : …

-Вывод:  выпадает белый осадок, который не растворяется ни в воде, ни в конц. серной кислоте.

Как же среди всех жителей м/о  обнаружить серную кислоту?

-Какой вывод вы должны записать в своих путевых дневниках?

Закрепление.            (10мин)

5) испытание.

Ребята, наше путешествие  подходит к концу и я хочу посмотреть, сможете ли вы применить полученные знания в экстремальной ситуации в нужную минуту. Слушаем сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван–царевич, и было у него три сестры: Марья, Ольга и Анна. Родители их рано ушли из жизни, и Иван воспитывал сестер сам. Пришло время и отдал Иван-царевич своих сестер замуж за царей   медного, серебряного и золотого царств. Целый год Иван-царевич без сестер и соскучился по ним. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге он повстречал Елену Прекрасную, и они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену Прекрасную. Взял Иван-царевич своих верных воинов  и поехал выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень лежит, закрыл дорогу на мост. На камне формулы. Если произнести вслух  формулы, то камень повернется и освободит дорогу.

!!!Давайте поможем. Не ошибитесь.

Камень повернулся и освободил дорогу. Долго ехал Иван-царевич и его воины по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. На избушке реакции. Какая из реакций является качественной на H2SO4 и почему? Пять раз сказал Иван-царевич заветные слова «Избушка-избушка стань к лесу задом, а к нам передом». Избушка повернулась и вышла оттуда Баба Яга. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу. Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба Яга рассказала ему о силе знаний, о том, что добро и ум всегда победят зло: «Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух правильное решение и дверь откроется». Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-царевича и воинов, схватил их, бросил в глубокое подземелье и замкнул на крепкие запоры.

!!!Нам придется выручать Ивана-царевича. Нужно правильно определить, какую же дверь надо открыть.

Дверь подземелья открылась. И встали воины перед воротами Кощеева дворца, на котором написано уравнение.

H2SO4+Ba(NO3)2        BaSO4+HNO3

(расставить коэф-ты, является ли эта реакция качественной на кислоту и ее соли)

Ворота открылись. Освободили воины Елену Прекрасную. После этого Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной проведали его сестриц, приехали домой и стали жить жить-поживать и добра наживать. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!

Ну а ваши знания сегодня помогли вам победить зло и мы благополучно прибываем на последнюю.

6) бухта итоговая.

Консультанты собирают карточки учета и подводят итог.

Д/зад.

«3» Составить уравнения реакций, которые практически осуществимы.

1) Hg+H2SO4

2) Pt+ H2SO4

3) р H2SO4 + ВаО

4) р  H2SO4 + КОН      

«4» Осуществить цепочку превращений. Составить полное и сокращенное ионное уравнение.

            SO3          ?                    Na2SO4

                                         

                      Рв SO4

5) Среди формул в-в выбрать те, с которыми реагирует р  H2SO4. Составить молек., полное и сокращенное ионное уравнение.

HCl;    Ba;   ZnO;   Pt;   Hg;   BaCl2;   P2O5

Задание №1

                                  1 г л а в н а я  
                            2       а              
                                3 э л е к т р о н ы
                              4 п р о т о н        
                                  5 г а з ы        
                                  6 е              
7                                   н              
                      8             ы              

1) Название подгруппы, в которой расположен углерод.

2) 1,2,3 электрона на внешнем энергетическом уровне в атоме имеют…

3) Частицы, движущиеся вокруг ядра атома.

4) Элементарная частица ядра, имеющая заряд +1 и массу 1.

5) кислород О2 ; азот N2 ; водород Н2 –  это…..

6) Элементарная электронейтральная частица ядра с массой 1.

7) Свойство атомов одного элемента оттягивать на себя электроны от атомов других элементов в соединениях…

8) Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число протонов в ядре и разное число нейтронов, а следовательно и разную массу.

Задание №2

F а) 1S2 2S2 2P5                             б) 1S2 2S2 2P6 3S2 3P5 Cl

Br в) 1S2 2S2 2P6  3S2   3P6  3d10  4S2  4P5                          

г) 1S2 2S2 2P6  3S2   3P6  3d10  4S2  4P6 4d10 5S2 5P5

Задание №3

закончи фразу, заполнив пропуски:

Галогены расположены в ………….. группе, в …………. подгруппе.

Задание №4

На внешнем энергетическом уровне в атомах галогенов  находится 7 валентных электронов. Поэтому они не металлы. Неметаллические свойства сверху вниз уменьшаются.  До устойчивого восьмиэлектронного состояния им недостает по 1 электрону. Обладая высокой электроотрицательностью атомы галогенов энергетично присоединяют недостающий электрон от других атомов в соединениях, выступая в роли …………… и проявляя степень окисления ……………….

а) Определи степень окисления в соединениях:

H+1F-1   ;  H+1Cl-1   ;  H+1Br-1  ;  H+1J-1   

укажи тип химической связи

б) Определи степень окисления в соединениях:

Задание №5

Расставь коэффициенты в уравнении окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса. Определи окислитель и восстановитель.

а) на «4»  Na+Cl2 NaCl

б) на «5» H2O+F2HF+O2