Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Приемы и способы работы на уроках с географическими понятиями

 Учитель географии

   Ермакова Л.Л.

2015

     В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Поэтому для себя ставлю цель:  поиск таких методов, приемов, форм обучения, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. В каждом школьном курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий. Вот некоторые приемы, которые использую на уроках.

«Цифровой диктант»

Набор утверждений, правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Проводится в устной форме, ученики сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью компьютерной связи или специальных сигнальных карточек «+» и «-».  Можно проводить в письменной форме, когда учащиеся выписывают номера правильных утверждений или неправильных. В ответе получается цепочка из цифр.

1) Африка омывается тремя океанами

2) Самый маленький материк находится в северном полушарии

3) Северный Ледовитый океан пересекают все меридианы Земли

4)  Самое глубокое озеро расположено  на материке Евразия

5) Самая длинная река мира протекает в восточном полушарии и т.д.

Такие задания позволяют выявить за несколько минут проблемы, связанные с усвоением того или иного материала, темы. Для устранения ошибок и ликвидации пробелов в знаниях достаточно быстрого разъяснения учителя. Прием обучает концентрации внимания, может быть использован в начале урока, темы, для проверки домашнего задания.

Прием « Да-нет»

Для детей можно предложить игру «да-нет», задавая вопросы по теме, например: Учитель загадывает объект на карте. Учащиеся задают вопросы, ответом на которые могут быть слова «да» или «нет».

- Этот  объект расположен  в океане?     -Нет

-Он находится на материке?                    -Да

-На этом материке две части света?       -Нет

-Этот материк расположен в Северном полушарии?   -Нет

-Этот материк пересекает экватор?         -Нет

-Данный материк пересекается всеми меридианами?  -Нет

-Этот объект-часть гидросферы?            -Да

-Имеет связь с океаном?                          -Да

-Является рекордсменом на материке?  -Да

-Это река Муррей?                                   -Да!

Приём “Индуктор”

Описание:  приём интерактивного обучения. Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.

Пример.  На уроках географии при изучении природного комплекса ученики должны записать слова, словосочетания, фразы – смысловые ассоциации, возникающие в воображении при произнесении компонентов природных комплексов. Сначала слова пишет каждый ученик самостоятельно, затем прочитывает их вслух. Индивидуальные подборки дополняются понравившимися образами из подборок других учеников.

Приём “Фишбоун” (рыбный скелет)

Описание:  голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример. При изучении темы : Экологические проблемы РК:

  • голова – экологические проблемы Казахстана
  • верхние косточки – Высыхание Арала, Опустынивание и т.д

Нижние косточки

  • нижние косточки – меры по устранению ( мелиорация, посадки)
  • хвост –вывод

Приём “Лови ошибку”

Описание:  универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример. При изучении темы: Хозяйство Европы, можно предложить:

Найди ошибку:

  1. Ведущая отрасль- машиностроение
  2. Машиностроение включает автомобилестроение, электротехнику, животноводство
  3. Химическая промышленность занимает 3 место
  4. Самая механизированная страна- Франция
  5. ТЭК представлена добычей нефти и газа
  6. Исландия славится геотермальной энергией
  7. Черная металлургия развита в Германии, Великобритании, Франции, США
  8. Главные отрасли цветной металлургии- алюминиевая и медная промышленность
  9. Страны лидеры в по добыче бокситов- германия, Норвегия, Франция
  10. Деревообработка специализация Финляндии и Испании

Приём “Создай паспорт или визитная карточка”

Описание:  для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями . Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.

Пример. При изучении тем : Федеративная Республика Германии в 11 классе, можно предложить составить визитную карточку по плану:

  • Площадь-
  • Расположение-
  • Страны граничащие с Германией-
  • Государственное устройство-
  • Глава государства-
  • Глава правительства-
  • Важные политические партии-
  • Численность населения-
  • Национальный состав Германии-
  • Плотность населения-
  • Крупнейшая агломерация-

Приём “Третий лишний”

Описание:  Учащимся предлагается ряд терминов, они должны найти логические связи между этими терминами и выделить лишний термин.

Например - Виктория, Чад, Эйр, Ньяса (Озеро Эйр – в Австралии).

Использование активных форм и методов обучения, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.

Приёмы и способы работы на уроках с географическими понятиями >>>  скачать (.pdf)