- Информация о материале
- Категория: Методическая копилка
С.Н Мисорина – учитель математики МБОУ СОШ № 7
Разработка учебного проекта.
Многие учителя сталкиваются с проблемой как эффективно организовать исследовательскую и проектную работу. Каковы пути, механизмы, решения этой проблемы? Один из возможных вариантов – это организация исследовательской и проектной работы на уроках геометрии, внеклассных занятиях, на школьном «Фестивале учебно-исследовательских работ».
Множество разнообразной научной информации в различных областях делают невозможным изучение в рамках программы изучение всех предметов, в том числе и математики, в полном объеме. Человек в современном обществе не столько вооружен знаниями, сколько умением их добывать и применять их на практике и делать это целесообразно.
Выходя за рамки традиционных подходов, мы учимся работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника. Наша задача помочь ученику стать творческой, активной и ответственной личностью.
Проектная деятельность дает новые возможности для решения этой задачи, так как этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умение работать с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы, наблюдать в природе различные случаи, связанные с темой проекта, сравнивать результаты своей работы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю.
Изучение разных источников помогло систематизировать и выделить три этапа работы школьников:
Активную мыслительную деятельность
Умение работать с источником информации
Самостоятельное приобретение знаний
Поиск рациональных способов решения задач
Сотрудничество, поэтапное формирование навыков.
Данный проект дает возможность самостоятельно создать творческий и интеллектуальный продукт, эффективно используя свои возможности. Каждый ученик может проявить себя, попробовать свои силы, публично показать результат, повысить свою самооценку и оценку окружающих, позволяет выявить творческие способности, их деловые качества, позволяет создать благоприятные условия для самообразования и интеллектуального развития. В ходе выполнения проектной работы, учащиеся развивают как свои общие умения, так и проектно-исследовательские. А именно: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результатов. Они имеют представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Научились оформлять проекты в виде презентаций.
Участники: 7 класс
Учебная тема: «Сумма углов треугольника»
Подготовка
Учащиеся выбирают тему проекта «Сумма углов треугольника». Основанием для выбора явилось знакомство с теоремой на уроке и мотивация ее изучения. Ученые доказали теорему. На что способны мы?
Учащиеся начинают работу проекта с «мозгового штурма». Продолжают работу с набором идей: группируют, выстраивают по логике действий. В итоге получают черновой план организации дела.
В процессе обсуждения возникают вопросы: известны ли авторы доказательства теоремы? Каковы методы доказательства? Входят ли эти методы в школьную программу? Делают вывод, что ответы на эти вопросы и являются целью проекта. Наблюдая за работой группы, стараюсь не вмешиваться в процесс. Учащиеся имеют возможность получить консультацию.
Учащиеся самостоятельно формулируют цель, предлагают несколько вариантов. В процессе обсуждения останавливаются на одном варианте.
Цель: расширение знаний о доказательстве теоремы, выделение используемого метода доказательства.
Предлагаю определить:
Объект: теорема о сумме углов треугольника.
Предмет: метод доказательства теоремы.
Методы исследования: сбор, анализ и классификация информации.
Планирование
Учащиеся уточняют план деятельности и определяют задачи:
Распределить задания по группам
Подобрать необходимую литературу
Отобрать материал для проекта
Систематизировать полученную информацию
Оформить работу на бумажном носителе
Создать электронную презентацию.
Распределяют задания по группам. «Математики» будут решать задачи и доказывать теорему. «Гуманитарии» поработают над изложением исторических фактов. «Художники» оформляют презентацию различных видов треугольников в природе, в искусстве для оформления проекта.
В ходе проекта самостоятельно находят информацию в различных источниках: в учебнике, энциклопедии, справочнике, на электронных дисках.
Исследование
В процессе исследования учащиеся собирают и уточняют информацию. Наблюдаю, советую. Весь материал оформляют на отдельных листах для удобства обмена информацией и дальнейшего пользования. В результате составляют информационные карточки, группируют информацию.
Получают логический список:
Египет. Знания о сумме углов в треугольнике.
Пифагор и его доказательство.
Историческая справка о теореме.
Задачи, используемые при доказательстве.
Доказательство теоремы для равнобедренного треугольника.
Доказательство теоремы для равностороннего треугольника.
Классическое доказательство теоремы.
Алгебраический метод доказательства теоремы.
Доказательства теоремы с помощью наглядной демонстрации.
Расширение теоремы в неевклидовой геометрии.
Стихи, посвященные теореме.
Выводы
Основная задача проекта заключается в классификации методов доказательства теоремы. Это необходимо учитывать при формулировании выводов. В процессе анализа информации участники проекта получают классификацию методов доказательства теоремы:
простейшие доказательства на бумажном треугольнике
доказательство на основе развернутого угла
алгебраический метод.
Можно приступить к оформлению проекта. Уточняется творческое название: «теорема о сумме углов треугольника как - источник великих открытий и математических идей». Учащиеся готовят проект к представлению. У каждой группы своя задача. «Математики» распределяют, какую теорему доказывает каждый из них. Выделяют группу для создания электронной версии проекта. «Гуманитарии» учат стихи, афоризмы и оформляют их. «Художники» оформляют презентацию треугольников в природе, в рисунках, в искусстве для представления проекта.
Защита проекта
Защита представляется на открытом занятии. Учащиеся уверенно выступают перед аудиторией, демонстрируя чертежи, таблицы.
Оценка результатов.
При обсуждении итогов работы над проектом учащиеся высказывают удовлетворение совместной деятельностью, оценивают вклад каждого участника в коллективный проект. В дальнейшем проект представляют на школьном «Фестивале учебно-исследовательских работ» с полной электронной версией проекта.