Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Проблемное обучение – современный метод обучения, отвечающий требованиям формирования творчески активных учащихся. Это важнейшее средство развития учащихся. Это тип развивающего обучения, в котором сочетается самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов. Проблемное обучение стимулирует ученика на поисковую деятельность, развивает его творческое мышление, ученик систематически включается в поиск решения новых проблем, формирует умственную деятельность. Ученик становится не слушателем, а активно включается в процесс обсуждения, он становится исследователем.

Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации.

На уроках химии наиболее эффективны три способа организации проблемной деятельности: проблемное изложение, эвристическая беседа, самостоятельная поисковая исследовательская деятельность учащихся

 

Технологическая карта урока химии  «Гидролиз солей»

Преподаватель: Аверьянова Алёна Петровна

Предмет: химия

Класс: 9

УМК Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

Тема урока: Гидролиз солей

Цель урока: развитие знаний учащихся о химических свойствах солей при знакомстве с гидролизом как процессом взаимодействия ионов соли с диполями воды.

Задачи урока

Обучающие: Сформировать представление о процессе гидролиза солей и  их сущности.

Научить учащихся составлять молекулярные и ионные уравнения гидролиза солей по 1 ступени.

Совершенствовать умение объяснять реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов.

Закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и приборами

 Дать представление о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.

Развивающие: продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и умения выделять главное, обобщать, делать выводы на основе экспериментальных опытов и полученных знаний.

Воспитывающие: создать условия для воспитания сознательного отношения к учебному труду, чувства ответственности, развивать интерес к знаниям.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Технология обучения: проблемное обучение.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация, листы оценивания,  таблица «Растворимость кислот, оснований, солей», таблица «Изменение цвета индикаторов в растворах веществ» пробирки, индивидуальные карточки для домашнего задания., реактивы

Формируемые универсальные учебные действия:

  • познавательные - умение осуществлять анализ объектов; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу и доказывать ее посредством химического эксперимента; строить логическую цепь рассуждений при опровержении предложенных софизмов; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • регулятивные – умение формулировать цели урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; развивать волевую регуляцию, оценивать результаты деятельности.
  • коммуникативные - умение высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией, умение работать в коллективе для достижения поставленной цели; адекватно воспринимать оценочную информацию со стороны одноклассников и учителя по поводу правильности ответов;
  • личностные - повышение мотивации учащихся через ученический химический эксперимент, интересные факты, игровую деятельность; умение использовать имеющиеся знания и личный опыт в новых условиях, рефлексия собственной деятельности, самооценка.

 

Технологическая карта урока

Этап урок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развиваемые учебные действия

предметные

универсальные

1. Организационный момент

 

Приветствие. Проверка готовности к уроку

Приветствие.

 

Личностные:

- самоорганизация.

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место;

настраивать себя на продуктивную работу;

2. Актуализация знаний

1. Объявляет о том, что в течение урока учащиеся будут набирать баллы, сумма которых определит оценку за урок. Для этого каждому на стол выданы листы самооценки.

2) Класс делится на 3 группы, каждой группе предлагается один из терминов «кислоты», «основания», «соли». необходимо ответить на вопросы учителя и выполнить задания, относящиеся к данному термину

Вопросы (слайд 1).

1.Дать определение кислот, щелочей, солей с точки зрения ТЭД.

2. Из предложенного списка веществ выберите вещество в соответствии с термином и запишите уравнение диссоциации данного вещества: КOH, К2CO3,  HNO3 .

3. С какими веществами реагирует выбранное вами вещество: Na2O, H2SO4, CuSO4, SO3, NaOH? Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

4. Объяснит, какие ионы обуславливают химические свойства выбранного вещества? 

 - С помощью каких веществ можно определить реакцию среды растворов кислот и щелочей?

- Как изменяется окраска индикатора (лакмуса) в нейтральной, щелочной или кислой среде?

Работают со слайдами презентации, отвечают на вопросы учителя. За каждый правильный ответ получают по 1 баллу

- формулировка понятий: кислоты, соли, основания с позиции ТЭД.

-умение составлять формулы неорганических веществ и называть их.

- знание свойств неорганических веществ;

- умение составлять уравнения реакций ионного обмена;

- определение возможности протекания реакций ионного обмена.

- знание индикаторов для определения среды раствора

 

Познавательные:

- дополнять, уточнять высказанные мнения; Коммуникативные:

- строить понятные для собеседника высказывания;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- умение работать в группе

 Регулятивные:

- оценивать результаты.

 

3. Постановка проблемы

1) Организация  лабораторных опытов № 1:  обучающимся предлагается определить с помощью индикатора лакмуса, растворы каких из предложенных веществ - КOH, К2CO3,  HNO3 .- находятся в пронумерованных пробирках

2) Учитель объясняет, какие вещества находились в пробирках:   №1 - KOH;    №2 – K2CO3.Возникает проблемная ситуация.

3) Предлагает сформулировать проблему.

Учитель объясняет, что при растворении соли в воде происходит не только диссоциация, но и химическая реакция. Растворение в воде – физико-химический процесс.

4) Предлагает сформулировать тему урока, цели.

5)  Вводит понятие «гидролиз», тем самым корректирует тему урока, цель урока

.

1) Выполняют практическую работу, делают однозначный вывод о местонахождении HCl 

2) Анализируют опыт, но не могут определить, в какой из пробирок находится соль, в какой щелочь.

3)Формулируют проблем-

ный вопрос: почему цвет индикатора изменяется не только в растворе кислоты и щелочи, но и в растворе соли?

4) Формулируют тему «Реакции солей с водой», озвучивают цель

- формирование понятия гидролиз

-умение обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

Регулятивные:

-целеполагание;

- прогнозирование результата.

Познавательные:

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

- формулировать проблему;

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками;

- управление поведением партнёра – контроль, коррекция его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи.

 

4. Выдвижение гипотезы

1)Организует проведение лабораторных опытов № 2:  обучающимся предлагается определить с помощью индикатора лакмуса, растворы каких из предложенных солей - AlCl3, NaCl,Na2CO3- находятся в пронумерованных пробирках  

2) Объясняет, что можно выделить 4 типа солей.

1. Соль образованная сильным основанием и сильной кислотой

2. Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой

3. Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой

4. Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой.

3)Проверяет правильность ответов и прогнозов. Дает определение «Гидролиз соли – это обратимое взаимодействие соли с водой, процесс протекает, если происходит образование слабого электролита».

4)Формулирует задачи: научиться записывать уравнения гидролиза солей

5) Предлагает составить алгоритм написания молекулярного и ионного уравнений гидролиза соли: (Слайд)

1.Определить группу, к которой относится соль.

2.Записать уравнение диссоциации соли.

3.Записать уравнение диссоциации воды.

4.Записать уравнение взаимодействия слабого иона с водой.

5.Определить характер среды.

6.По ионному уравнению составить молекулярное уравнение.

6) Предлагает записать уравнение гидролиза хлорида железа (III).

FeCl3→Fe3+ + 3Cl-

НОН↔Н+ + ОН-                                               

Fe3+ + НОН ↔FeОН2+ + Н+      рН < 7, среда кислая, гидролиз по катиону. Реакция обратима.

Fe3+ + 3Cl- +НОН↔ FeОН2+ + Н+ + 3Cl-                   

FeCl3 + HOH  ↔  FeOHCl2 + HCl

Уточняет тип гидролиза: по катиону, заостряет внимание на обратимости реакции.

1)  Выполняют практическую работу.  Предлагают гипотезы: от чего зависит окраска индикатора (лакмус) в растворах

2) Определяют тип использованных солей, подбирают примеры солей разных типов,

3) Предполагают возможность протекания гидролиза и среду растворов подобранных солей исходя из их состава

4) Записывают определение.

5) Составляют алгоритм написания уравнений гидролиза с помощью учителя,  делают запись в тетрадь

6) Объясняют, что соль образована слабым основанием и сильной кислотой.

Записывают уравнения по плану, 1 ученик работает у доски.

Делают вывод:

гидролиз по катиону приводит к образованию основных солей и ионов водорода (среда кислая).

-формулировка основных понятий тип соли, тип гидролиза, среда раствора, рН - показатель

- умение составлять уравнения реакций гидролиза по 1 ступени в ионном и молекулярном виде;

- определение возможности протекания реакций гидролиза по составу соли

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные:

- прогнозирование результата;

- контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном,

Познавательные:

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- построение логической

цепочки рассуждений;

- классификация объектов;

- создание алгоритма действий;

- умение делать выводы,

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками;

- учёт мнения партнёра,

- контроль, коррекция и оценка действий партнёра;

- аргументирование своей точки зрения;

- умение высказать свои мысли;

- владение диалогической и монологической формами речи.

5.Физкультминутка

учащихся

Дежурный проводит физминутку

Выполнение упражнений

Личностные:

-владение нормами и правилами научной организации труда.

6. Проверка решения

 

 

 

 

 

 

 

1) На слайде даны формулы солей. Задача: определить тип соли, среду её водного раствора и тип гидролиза. Назвать цвет индикатора, рН среды.

2)После выполнения работы организует взаимопроверку.

Работа в тетради со слайдом. После выполнения работы меняются тетрадями с соседями по парте. Осуществляют взаимопроверку по образцу,  выставляют друг другу отметку за выполненную работу (максимальный балл за задание 4).

Закрепление основных понятий по теме гидролиз

Личностные:

- проявление интереса и активности в выборе решения; Познавательные:

- систематизировать, обобщить изученное.

Коммуникативные:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;

Регулятивные:

- самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

- оценивать правильность выполненных действий;

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности;

-умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в паре.

7. Формулировка выводов

1) Фронтальный опрос, с целью закрепления понятий (ответы оцениваются баллами):

1. Что такое гидролиз?

2. какие условия необходимы для гидролиза?

3. Каков алгоритм составления уравнений гидролиза соли?

4. Чем определяется тип гидролиза и рН раствора соли?

2) Задание в группах: составить уравнение гидролиза

Координирует работу в группах

1 – CuSO4, LiNO3, K2S

2 – Mg(NO3)2, LiCl, K2SiO3

3 – FeSO4, KNO3, Na2S

 3) Читает стихотворение

Лежа дома на диване
Про прогулку думал Ваня
Сколько в мире,- думал Ваня,-
Есть кислот и оснований
Например, вода морей-
Это ведь раствор солей.
Где-то я читал когда-то:
Там хлориды и сульфаты…
И соляной там и серной
Кислоты полно наверно:
Ведь вчера прошли мы в школе
Что в воде идет гидролиз!
И зачем себе на горе
Люди в отпуск едут к морю?
Если долго там купаться
Можно без трусов остаться:
Ткань любую кислота
Растворяет кислота
Ванин слушая рассказ,
Целый час смеялся класс
Больше Ваню не дразните,
Ведь сказал ему учитель:
"Зря Иван поддался страху,-
Лучше б шел купаться в море!"

 Задает вопрос: почему Ваня боялся зайти в море?

1) Отвечают на вопросы учителя

2) Работают в группе со слайдом презентации.

Представляют результаты своей работы (работа с листами самооценки)

3) Отвечают, опираясь на изученный материал

 

- Закрепление основных понятий по теме гидролиз

- Закрепление навыков составления ионных и молекулярных уравнений гидролиза

Личностные:

-развитие ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Познавательные

- систематизировать, обобщить изученное;

- соотносить имеющиеся знания с новым материалом; 

- использовать алгоритм для решения задач;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

- умение взаимодействовать, оценивать друг друга, не критиковать, а помогать своим товарищам;

-умение излагать своё мнение.

Регулятивные:

-умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

 

8. Рефлексия

 

1) Выставляет оценки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки.

2) Организует деятельность обучающихся по поводу оценки  своего психо-эмоционального состояния, полезности изученного материала, взаимодействия с учителем и одноклассниками:

Работа с листом самооценки (подводят итоги)

Анализируют свою деятельность и деятельность класса на уроке.

 

Регулятивные:

-анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

9. Домашнее задание.

 

Предлагает  индивидуальные карточки с разноуровневым  домашним заданием.

Проводит инструктаж по его выполнению.

Получают карточки с домашним заданием, слушают инструктаж по его выполнению, задают вопросы. Записывают домашнее задание, определяют для себя объём задания.

 

Личностные:

- умение осознать необходимость домашней работы для свободного продвижения в дальнейшем изучении химии.

Коммуникативные:

- умение слушать и задавать вопросы.