- Информация о материале
- Категория: Методическая копилка
Проблемное обучение – современный метод обучения, отвечающий требованиям формирования творчески активных учащихся. Это важнейшее средство развития учащихся. Это тип развивающего обучения, в котором сочетается самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов. Проблемное обучение стимулирует ученика на поисковую деятельность, развивает его творческое мышление, ученик систематически включается в поиск решения новых проблем, формирует умственную деятельность. Ученик становится не слушателем, а активно включается в процесс обсуждения, он становится исследователем.
Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации.
На уроках химии наиболее эффективны три способа организации проблемной деятельности: проблемное изложение, эвристическая беседа, самостоятельная поисковая исследовательская деятельность учащихся
Технологическая карта урока химии «Гидролиз солей»
Преподаватель: Аверьянова Алёна Петровна
Предмет: химия
Класс: 9
УМК Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.
Тема урока: Гидролиз солей
Цель урока: развитие знаний учащихся о химических свойствах солей при знакомстве с гидролизом как процессом взаимодействия ионов соли с диполями воды.
Задачи урока
Обучающие: Сформировать представление о процессе гидролиза солей и их сущности.
Научить учащихся составлять молекулярные и ионные уравнения гидролиза солей по 1 ступени.
Совершенствовать умение объяснять реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов.
Закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и приборами
Дать представление о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.
Развивающие: продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и умения выделять главное, обобщать, делать выводы на основе экспериментальных опытов и полученных знаний.
Воспитывающие: создать условия для воспитания сознательного отношения к учебному труду, чувства ответственности, развивать интерес к знаниям.
Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Технология обучения: проблемное обучение.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация, листы оценивания, таблица «Растворимость кислот, оснований, солей», таблица «Изменение цвета индикаторов в растворах веществ» пробирки, индивидуальные карточки для домашнего задания., реактивы
Формируемые универсальные учебные действия:
- познавательные - умение осуществлять анализ объектов; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу и доказывать ее посредством химического эксперимента; строить логическую цепь рассуждений при опровержении предложенных софизмов; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- регулятивные – умение формулировать цели урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; развивать волевую регуляцию, оценивать результаты деятельности.
- коммуникативные - умение высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией, умение работать в коллективе для достижения поставленной цели; адекватно воспринимать оценочную информацию со стороны одноклассников и учителя по поводу правильности ответов;
- личностные - повышение мотивации учащихся через ученический химический эксперимент, интересные факты, игровую деятельность; умение использовать имеющиеся знания и личный опыт в новых условиях, рефлексия собственной деятельности, самооценка.
Технологическая карта урока
Этап урок |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Развиваемые учебные действия |
|
предметные |
универсальные |
|||
1. Организационный момент
|
Приветствие. Проверка готовности к уроку |
Приветствие. |
|
Личностные: - самоорганизация. Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; настраивать себя на продуктивную работу; |
2. Актуализация знаний |
1. Объявляет о том, что в течение урока учащиеся будут набирать баллы, сумма которых определит оценку за урок. Для этого каждому на стол выданы листы самооценки. 2) Класс делится на 3 группы, каждой группе предлагается один из терминов «кислоты», «основания», «соли». необходимо ответить на вопросы учителя и выполнить задания, относящиеся к данному термину Вопросы (слайд 1). 1.Дать определение кислот, щелочей, солей с точки зрения ТЭД. 2. Из предложенного списка веществ выберите вещество в соответствии с термином и запишите уравнение диссоциации данного вещества: КOH, К2CO3, HNO3 . 3. С какими веществами реагирует выбранное вами вещество: Na2O, H2SO4, CuSO4, SO3, NaOH? Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. 4. Объяснит, какие ионы обуславливают химические свойства выбранного вещества? - С помощью каких веществ можно определить реакцию среды растворов кислот и щелочей? - Как изменяется окраска индикатора (лакмуса) в нейтральной, щелочной или кислой среде? |
Работают со слайдами презентации, отвечают на вопросы учителя. За каждый правильный ответ получают по 1 баллу |
- формулировка понятий: кислоты, соли, основания с позиции ТЭД. -умение составлять формулы неорганических веществ и называть их. - знание свойств неорганических веществ; - умение составлять уравнения реакций ионного обмена; - определение возможности протекания реакций ионного обмена. - знание индикаторов для определения среды раствора
|
Познавательные: - дополнять, уточнять высказанные мнения; Коммуникативные: - строить понятные для собеседника высказывания; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - умение работать в группе Регулятивные: - оценивать результаты.
|
3. Постановка проблемы |
1) Организация лабораторных опытов № 1: обучающимся предлагается определить с помощью индикатора лакмуса, растворы каких из предложенных веществ - КOH, К2CO3, HNO3 .- находятся в пронумерованных пробирках 2) Учитель объясняет, какие вещества находились в пробирках: №1 - KOH; №2 – K2CO3.Возникает проблемная ситуация. 3) Предлагает сформулировать проблему. Учитель объясняет, что при растворении соли в воде происходит не только диссоциация, но и химическая реакция. Растворение в воде – физико-химический процесс. 4) Предлагает сформулировать тему урока, цели. 5) Вводит понятие «гидролиз», тем самым корректирует тему урока, цель урока . |
1) Выполняют практическую работу, делают однозначный вывод о местонахождении HCl 2) Анализируют опыт, но не могут определить, в какой из пробирок находится соль, в какой щелочь. 3)Формулируют проблем- ный вопрос: почему цвет индикатора изменяется не только в растворе кислоты и щелочи, но и в растворе соли? 4) Формулируют тему «Реакции солей с водой», озвучивают цель |
- формирование понятия гидролиз -умение обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; |
Регулятивные: -целеполагание; - прогнозирование результата. Познавательные: - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; - формулировать проблему; Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками; - управление поведением партнёра – контроль, коррекция его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи.
|
4. Выдвижение гипотезы |
1)Организует проведение лабораторных опытов № 2: обучающимся предлагается определить с помощью индикатора лакмуса, растворы каких из предложенных солей - AlCl3, NaCl,Na2CO3- находятся в пронумерованных пробирках 2) Объясняет, что можно выделить 4 типа солей. 1. Соль образованная сильным основанием и сильной кислотой 2. Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой 3. Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой 4. Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой. 3)Проверяет правильность ответов и прогнозов. Дает определение «Гидролиз соли – это обратимое взаимодействие соли с водой, процесс протекает, если происходит образование слабого электролита». 4)Формулирует задачи: научиться записывать уравнения гидролиза солей 5) Предлагает составить алгоритм написания молекулярного и ионного уравнений гидролиза соли: (Слайд) 1.Определить группу, к которой относится соль. 2.Записать уравнение диссоциации соли. 3.Записать уравнение диссоциации воды. 4.Записать уравнение взаимодействия слабого иона с водой. 5.Определить характер среды. 6.По ионному уравнению составить молекулярное уравнение. 6) Предлагает записать уравнение гидролиза хлорида железа (III). FeCl3→Fe3+ + 3Cl- НОН↔Н+ + ОН- Fe3+ + НОН ↔FeОН2+ + Н+ рН < 7, среда кислая, гидролиз по катиону. Реакция обратима. Fe3+ + 3Cl- +НОН↔ FeОН2+ + Н+ + 3Cl- FeCl3 + HOH ↔ FeOHCl2 + HCl Уточняет тип гидролиза: по катиону, заостряет внимание на обратимости реакции. |
1) Выполняют практическую работу. Предлагают гипотезы: от чего зависит окраска индикатора (лакмус) в растворах 2) Определяют тип использованных солей, подбирают примеры солей разных типов, 3) Предполагают возможность протекания гидролиза и среду растворов подобранных солей исходя из их состава 4) Записывают определение. 5) Составляют алгоритм написания уравнений гидролиза с помощью учителя, делают запись в тетрадь 6) Объясняют, что соль образована слабым основанием и сильной кислотой. Записывают уравнения по плану, 1 ученик работает у доски. Делают вывод: гидролиз по катиону приводит к образованию основных солей и ионов водорода (среда кислая). |
-формулировка основных понятий тип соли, тип гидролиза, среда раствора, рН - показатель - умение составлять уравнения реакций гидролиза по 1 ступени в ионном и молекулярном виде; - определение возможности протекания реакций гидролиза по составу соли |
Личностные: - оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: - прогнозирование результата; - контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном, Познавательные: - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - построение логической цепочки рассуждений; - классификация объектов; - создание алгоритма действий; - умение делать выводы, Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками; - учёт мнения партнёра, - контроль, коррекция и оценка действий партнёра; - аргументирование своей точки зрения; - умение высказать свои мысли; - владение диалогической и монологической формами речи. |
5.Физкультминутка учащихся |
Дежурный проводит физминутку |
Выполнение упражнений |
Личностные: -владение нормами и правилами научной организации труда. |
|
6. Проверка решения
|
1) На слайде даны формулы солей. Задача: определить тип соли, среду её водного раствора и тип гидролиза. Назвать цвет индикатора, рН среды. 2)После выполнения работы организует взаимопроверку. |
Работа в тетради со слайдом. После выполнения работы меняются тетрадями с соседями по парте. Осуществляют взаимопроверку по образцу, выставляют друг другу отметку за выполненную работу (максимальный балл за задание 4). |
Закрепление основных понятий по теме гидролиз |
Личностные: - проявление интереса и активности в выборе решения; Познавательные: - систематизировать, обобщить изученное. Коммуникативные: - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме; Регулятивные: - самостоятельно контролировать свое время и управлять им. - оценивать правильность выполненных действий; - анализировать и оценивать результаты своей деятельности; -умение регулировать свои действия, взаимодействовать в паре. |
7. Формулировка выводов |
1) Фронтальный опрос, с целью закрепления понятий (ответы оцениваются баллами): 1. Что такое гидролиз? 2. какие условия необходимы для гидролиза? 3. Каков алгоритм составления уравнений гидролиза соли? 4. Чем определяется тип гидролиза и рН раствора соли? 2) Задание в группах: составить уравнение гидролиза Координирует работу в группах 1 – CuSO4, LiNO3, K2S 2 – Mg(NO3)2, LiCl, K2SiO3 3 – FeSO4, KNO3, Na2S 3) Читает стихотворение Лежа дома на диване Задает вопрос: почему Ваня боялся зайти в море? |
1) Отвечают на вопросы учителя 2) Работают в группе со слайдом презентации. Представляют результаты своей работы (работа с листами самооценки) 3) Отвечают, опираясь на изученный материал
|
- Закрепление основных понятий по теме гидролиз - Закрепление навыков составления ионных и молекулярных уравнений гидролиза |
Личностные: -развитие ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Познавательные - систематизировать, обобщить изученное; - соотносить имеющиеся знания с новым материалом; - использовать алгоритм для решения задач; - устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: - умение взаимодействовать, оценивать друг друга, не критиковать, а помогать своим товарищам; -умение излагать своё мнение. Регулятивные: -умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе.
|
8. Рефлексия
|
1) Выставляет оценки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. 2) Организует деятельность обучающихся по поводу оценки своего психо-эмоционального состояния, полезности изученного материала, взаимодействия с учителем и одноклассниками: |
Работа с листом самооценки (подводят итоги) Анализируют свою деятельность и деятельность класса на уроке. |
|
Регулятивные: -анализировать и оценивать результаты своей деятельности. |
9. Домашнее задание.
|
Предлагает индивидуальные карточки с разноуровневым домашним заданием. Проводит инструктаж по его выполнению. |
Получают карточки с домашним заданием, слушают инструктаж по его выполнению, задают вопросы. Записывают домашнее задание, определяют для себя объём задания. |
|
Личностные: - умение осознать необходимость домашней работы для свободного продвижения в дальнейшем изучении химии. Коммуникативные: - умение слушать и задавать вопросы. |