- Информация о материале
- Категория: Методическая копилка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Приемы и способы работы на уроках с географическими понятиями
Учитель географии
Ермакова Л.Л.
2015
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Поэтому для себя ставлю цель: поиск таких методов, приемов, форм обучения, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. В каждом школьном курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий. Вот некоторые приемы, которые использую на уроках.
«Цифровой диктант»
Набор утверждений, правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Проводится в устной форме, ученики сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью компьютерной связи или специальных сигнальных карточек «+» и «-». Можно проводить в письменной форме, когда учащиеся выписывают номера правильных утверждений или неправильных. В ответе получается цепочка из цифр.
1) Африка омывается тремя океанами
2) Самый маленький материк находится в северном полушарии
3) Северный Ледовитый океан пересекают все меридианы Земли
4) Самое глубокое озеро расположено на материке Евразия
5) Самая длинная река мира протекает в восточном полушарии и т.д.
Такие задания позволяют выявить за несколько минут проблемы, связанные с усвоением того или иного материала, темы. Для устранения ошибок и ликвидации пробелов в знаниях достаточно быстрого разъяснения учителя. Прием обучает концентрации внимания, может быть использован в начале урока, темы, для проверки домашнего задания.
Прием « Да-нет»
Для детей можно предложить игру «да-нет», задавая вопросы по теме, например: Учитель загадывает объект на карте. Учащиеся задают вопросы, ответом на которые могут быть слова «да» или «нет».
- Этот объект расположен в океане? -Нет
-Он находится на материке? -Да
-На этом материке две части света? -Нет
-Этот материк расположен в Северном полушарии? -Нет
-Этот материк пересекает экватор? -Нет
-Данный материк пересекается всеми меридианами? -Нет
-Этот объект-часть гидросферы? -Да
-Имеет связь с океаном? -Да
-Является рекордсменом на материке? -Да
-Это река Муррей? -Да!
Приём “Индуктор”
Описание: приём интерактивного обучения. Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.
Пример. На уроках географии при изучении природного комплекса ученики должны записать слова, словосочетания, фразы – смысловые ассоциации, возникающие в воображении при произнесении компонентов природных комплексов. Сначала слова пишет каждый ученик самостоятельно, затем прочитывает их вслух. Индивидуальные подборки дополняются понравившимися образами из подборок других учеников.
Приём “Фишбоун” (рыбный скелет)
Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Пример. При изучении темы : Экологические проблемы РК:
- голова – экологические проблемы Казахстана
- верхние косточки – Высыхание Арала, Опустынивание и т.д
Нижние косточки
- нижние косточки – меры по устранению ( мелиорация, посадки)
- хвост –вывод
Приём “Лови ошибку”
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
- умение анализировать информацию;
- умение применять знания в нестандартной ситуации;
- умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Пример. При изучении темы: Хозяйство Европы, можно предложить:
Найди ошибку:
- Ведущая отрасль- машиностроение
- Машиностроение включает автомобилестроение, электротехнику, животноводство
- Химическая промышленность занимает 3 место
- Самая механизированная страна- Франция
- ТЭК представлена добычей нефти и газа
- Исландия славится геотермальной энергией
- Черная металлургия развита в Германии, Великобритании, Франции, США
- Главные отрасли цветной металлургии- алюминиевая и медная промышленность
- Страны лидеры в по добыче бокситов- германия, Норвегия, Франция
- Деревообработка специализация Финляндии и Испании
Приём “Создай паспорт или визитная карточка”
Описание: для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями . Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.
Пример. При изучении тем : Федеративная Республика Германии в 11 классе, можно предложить составить визитную карточку по плану:
- Площадь-
- Расположение-
- Страны граничащие с Германией-
- Государственное устройство-
- Глава государства-
- Глава правительства-
- Важные политические партии-
- Численность населения-
- Национальный состав Германии-
- Плотность населения-
- Крупнейшая агломерация-
Приём “Третий лишний”
Описание: Учащимся предлагается ряд терминов, они должны найти логические связи между этими терминами и выделить лишний термин.
Например - Виктория, Чад, Эйр, Ньяса (Озеро Эйр – в Австралии).
Использование активных форм и методов обучения, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.
Приёмы и способы работы на уроках с географическими понятиями >>> скачать (.pdf)