Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 7»

«Личностно-ориентированное  развивающие обучение на уроках географии»

     Учитель географии

    Ермакова Л.Л.

2016

 География  – замечательный школьный предмет, который изучает окружающий мир. И каким покажем мы этот мир детям, в таком мире они будут жить.
  В настоящее время географическая наука всё более приобретает геоэкологическую направленность и существенное практическое значение. 
 Интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная география призвана обеспечить решение следующих задач:
 - востребованность результатов обучения в жизни,

- личностную ориентацию и деятельностный характер обучения,

- формирование ключевых компетенций – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Таким образом, осуществляется переход от информационной модели обучения к деятельной и личностно ориентированным моделям, от школы памяти к школе мышления и действия, что позволяет формировать новые подходы к пониманию значимости школьной географии. Реализация идей личностно ориентированного обучения в курсе школьной географии означает создание каждым школьником личностно значимого образа мира, основанного на его личном опыте. Личностно ориентированное обучение предполагает признание за каждым учащимся его самоценности, индивидуальности, его субъективный опыт постоянно согласуется с содержанием образования, обогащается и углубляется. Я поняла, что одной из важнейших задач, решаемых современным учителем географии, не только давать готовые знания, но и формировать у школьников умения (познавательные, практические) применять географические знания в повседневной жизни. 
 Основным элементом образовательного процесса в школе является урок. Важной особенностью личностно–ориентированного урока является взаимодействие учителя и учащихся на уроке. При традиционном обучении большую часть урока учитель “берет на себя”, оставляя для учеников лишь незначительную возможность для ответа во время фронтальной работы. При личностно–ориентированном обучении ученику предоставляется свобода выбора, т. е. он сам выбирает наиболее интересующие его задания по содержанию, виду, форме и тем самым наиболее активно проявляет себя на уроке. Свои уроки я строю, опираясь на следующие принципы личностно ориентированного обучения: 
- принцип выбора;

- принцип индивидуальности;
- принцип творчества и успеха;
- принцип веры, доверия и поддержки.

Среди многих типов урока личностно ориентированную направленность имеют уроки- рефлексии. По моему мнению, поэзия является чрезвычайно эффективной формой рефлексии. Синквейн – это синтез информации в художественной форме. Поэтому для заучивания материала предлагаю своим ученикам воспользоваться стихотворной формой, которая требует соблюдения алгоритма и не вызывает значительных затруднений. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, группах. На уроках-рефлексиях детей ставлю в ситуацию, которая позволяет им выразить свое «Я», отношение к чему-то или кому-то, осознать свою деятельность.

Отличительной особенностью личностно-ориентированных технологий является ориентация на диалогические способы общения, умение выслушать и понять друг друга. Умение красиво и грамотно говорить, аргументировать и отстаивать своё мнение необходимо в современном обществе. Развитию этого способствует семинар.

На традиционном семинаре высокая самостоятельная активность наблюдается лишь у тех детей, которые выступают с сообщениями и обсуждающих их, поэтому я отдаю предпочтение проблемным семинарам.
Проблемные семинары дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения. Например: в 10-ом классе, рассматривая тему «Городское и сельское население», выношу на обсуждение следующие вопросы дискуссионного плана:

  1. Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»?
  2. Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов?
  3. Урбанизация – благо или зло для планеты?
  4. Как можно прокормить все увеличивающееся население Земли?
  5. Процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять?

Уже много лет, проводя первый вводный урок в 8-ом классе, когда учащиеся начинают изучать новый для них предмет «География России», я прошу их написать сочинение-размышление на тему «Россия – Родина моя». Круг вопросов строго очерчен:

  1. Что я знаю о своей Родине?
  2. За что её люблю?
  3. Чтобы я сделал для неё: сейчас и когда вырасту большим?

Равнодушных ребят на этом уроке не бывает: настолько близка и дорога им эта тема. А сколько они знают о своей стране. Как они переживают за неё: за её успехи и неудачи. Сколько искренней заботы в словах детей, сколько планов, мечтаний о том, чтобы они хотели сделать для своей Родины.

Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости, развития личностной свободы, раскованности учащихся (особенно «слабых» и неуверенных в себе). В основном, содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки. Например, для 7-го класса наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа игр-путешествий: «Путешествие по Австралии», «Путешествие по Атлантическому океану», «Будущее Антарктиды». В 8 – 10-х классах игры постепенно изменяются, в них используются более сложные ситуации (пресс-конференции, уроки-ярмарки, круглые столы). Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, так как есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.

Технология личностно ориентированного подхода в обучении, рассчитанная на раскрытие потенциальных возможностей личности. Осуществляется при всем многообразии методов и форм обучения.

            

Личностно-ориентированное развивающие обучение на уроках географии >>>  скачать (.pdf)