Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ СОШ № 7
Разработка урока по окружающему миру в 1 классе
с применением ИКТ и метода проектов на тему:
«Все профессии важны»
Учитель начальных классов: Колобова А.С.
г. Тулун 2011
Аннотация к уроку.
Разработку подготовила: Колобова Алена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов.
Разработку можно использовать в качестве демонстрационного материала к уроку и во внеклассной работе по предмету.
Методические рекомендации: данную работу можно использовать на уроке окружающего мира в 1 классе. Урок –изучения нового материала с использованием педагогических технологий: ИКТ и метод проектов . данные технологии применены при изучении и закреплении нового материала. Проведение данного урока способствует саморазвитию творческой деятельности обучающихся. Урок разработан в рамках программы «Перспектива», которая соответствует стандартам второго поколения.
Работой могут пользоваться учителя начальных классов.
Тема: Все профессии важны.
Цели:
Образовательные:
- Закрепить и обобщить материал о разных видах транспорта.
- Познакомить детей с новыми отраслями экономики: культурой и образованием.
- Расширить представления учащихся о профессиях, продуктах труда.
- Способствовать формированию у учащихся представление о том, что любая профессия важна и нужна.
- Учить видеть необходимость в определении профессии.
- Учить ориентироваться в мире профессий.
Развивающие:
- Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.
- Развивать умение объективно оценивать свои знания.
- Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
- Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
- Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
- Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски.
Воспитывающие:
- Воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии.
- Воспитание любви к трудовой деятельности, бережного отношения к продуктам труда.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор и презентация к уроку в программе Power Point.
- Проектные карты.
- Загадки о профессиях.
- Конверты с изображениями учителя, врача, полицейского.
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Ход урока:
1. Орг.момент,
2. Постановка целей и задач урока:
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми понятиями, совершим небольшое путешествие и поиграем, при этом вы многое узнаете, и многое сможете рассказать то, что вы уже раньше знали.
- А сейчас мы отправляемся в путешествие, но не куда-нибудь далеко, а на улицы своего города.
Закройте глазки, так вам легче будет представить то, о чем я расскажу.
Наступило ранее утро. Показалось на небе солнышко.
Просыпается наш город Поронайск. На улицах города появились машины, люди.
Дети спешат в школу, взрослые торопятся на работу.
Надежда Михайловна идет в аптеку. Юлия Валерьевна и Наталья Ивановна – в больницу.
Две Людмилы Николаевны, встретив Ирину Александровну, идут в детский садик “Дружные ребята”.
Валентина Ивановна идет на урок.
Рабочий день начинается.
Откройте глаза. Давайте оживим нашу картину.
Расскажите о том, куда ваши родные отправились на работу.
Посмотрите, какой красивый город у нас получился (СЛАЙД 1)
- Взрослые разошлись на работу. А куда бы вы хотели пойти на работу, когда вырастите? (ответы детей)
- У нас в классе – будущие … продавцы, учителя, доктора, милиционеры, певицы, водители.
- Кто догадался, какая тема урока? (СЛАЙД _2 Тема урока) “Все профессии важны”
Видно, что вы знаете профессии, но еще не все, мы сегодня поговорим о некоторых из них.
- Что же обозначает слово “профессия”? (Ответы детей).
Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём … (это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования, это то, чем человек занимается, по-другому, это его работа. (СЛАЙД 3_ Определение профессии)
- А какие профессии вы знаете?
- Да. И сегодня у нас парад профессий. Вы хотите в нем поучаствовать?
- Тогда устраивайся поудобнее и слушай.
Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел,
Боря пел,
Олег молчал,
А Сергей ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
Я хочу стать программистом, ну а вы?
Программистом - это клево,
Ну, а я не знаю – кем.
Все профессии нужны,
Все профессии важны!
- У каждого на столе конверт. Рассмотрите картинки и попробуйте узнать профессию (работа по рядам).
- Сейчас я буду называть слова – предметы, слова – признаки, слова – действия предметов. Если вы услышите слово, относящееся к вашей профессии, то топайте ногами. А если слово не относится к вашей профессии, то должна быть тишина. Таким образом, мы проверим, хорошо ли вы знаете эти профессии.
4. Материал (слова говорить в разброс):
Учитель: школа, школьник, звонок, портфель, букварь, тетрадь, дневник, пенал, учит, строгая, добрая, читает, пишет, рисует, внимательная)
Врач: больница, поликлиника, лекарства, укол, градусник, бинт, таблетки, лечит, добрый, ловкий, перевязывает, чуткий, капли, слушает, банки)
Полицейский: свисток, тротуар, переход, транспорт, регулирует, расследует, следит, внимательный, вежливый, строгий, значок, наручники, светофор, дети, жезл)
- А какие еще школьные профессии вы знаете? (СЛАЙД 4_ Учителя)(повар, медсестра, завхоз, уборщица, лаборант)
- А какие названия профессий врачей вы знаете? (СЛАЙД 5_Врачи)(лор, стоматолог, окулист, хирург, кардиолог)
- А какие полицейские профессии вы еще знаете? (СЛАЙД 6_Полицейский)(инспектор, участковый, следователь, дежурный)
- А сейчас для каждой команды загадки, отвечайте по очереди, не выкрикивайте! Мы проверим, как вы знаете и другие профессии (с показом рисунков).
Загадки про профессии:
В небе звездочка искрится,
Спит клубком усатый кот,
А ему всегда не спится –
Всегда он затемно встает.
Каша булькает легонько,
И яичница шипит,
И под вкусный шум и гомон
В спальни входит аппетит. (СЛАЙД 7__Повар)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнит вас. (СЛАЙД 8__Фотограф)
Он красил перила на лестничной клетке.
Я очень спешу, - говорил он соседке,
Мне нужно скорее докрасить перила,
Покуда не кончились в банке белила.
(СЛАЙД 9_Маляр)
Почту, письма и журналы –
Он по домам разносит,
Ходит он во все кварталы,
В каждый дом заходит.
(СЛАЙД 10_Почтальон)
Встаем мы рано, ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу.
(СЛАЙД 11_Водители)
Сидит, склонившись за столом,
Он час, и два, и три
И водит тоненьким пером
До утренней зари.
(СЛАЙД 12_Писатель)
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники.
Мы очень людям всем важны,
Так что же мы?
( СЛАЙД 13 ПОЖАРНЫЙ)
Буду я лечить зверей,
Помогите поскорей.
Догоните кошку –
Полечу ей ножку.
(СЛАЙД 14 ВЕТЕРИНАР)
Угадай, кем стать хочу,
В самолете полечу!
Я во сне уже летаю,
В облаках витаю!
( СЛАЙД 15, ЛЕТЧИК).
- А теперь попробуйте узнать профессии по-другому, я назову несколько вещей-предметов, которые нужны людям определенной профессии, а вы вспомните эти профессии.
1. Чек, весы, касса … (Продавец)
2. Шланг, вода, костюм … (Пожарный)
3. Ножницы, шампунь, лак … (Парикмахер)
- С какой буквы начинаются все эти слова? (П)
- А какие еще профессии на эту букву вы знаете? (повар, писатель, портной, певец, птичница, пастух, пчеловод, пожарный, продавец, прачка и т д.)(СЛАЙД 16_На букву П)
- А чем занимаются люди этих профессий?
- А по одному предмету (показ рисунков: корова, туфли, торт, планета, TV, футбольный мяч, , лампочка)сможете узнать профессию? (СЛАЙД 17)
- А вот еще об одной важной профессии, что за профессия, угадайте?
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
(пекарь)
- Но только лишь он участвует в появлении хлеба на прилавках?
- Давайте, почитаем об этом в учебнике на стр.128.
- Люди, каких профессий еще помогают пекарю испечь хлеб? (СЛАЙД 18_Хлебные профессии)
- Так какую работу они выполняют?
- Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока еще не знакомы!
И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно. Ведь с каждым годом появляются все новые и новые.
– Людей различных профессий можно назвать волшебниками, так как руки мастеров создают предметы необыкновенной красоты и очень нужные людям. Без чего невозможна нормальная жизнь людей.
– Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь. В заключение послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно:
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
– Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
– Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
– Возить людей не хочется! –
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
– Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьею дружною
В одной стране живем,
И каждый честно трудится
На месте на своем.
– Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чем оно заставило вас задуматься?
Все профессии важны, и все люди работают на благо других людей.
Выполнение проектной деятельности.
- У вас на столах лежат проектные карты. Ваша задача выполнить небольшой проект на тему «Профессия».
- Рассмотрите их. На каждой карте нарисована 1 из известных вам профессий. У всех разная. Ваша задача во второй половине карты нарисовать предметы, которые связаны с вашей профессией. Предметы должны быть таким , чтобы одноклассники сразу догадались какая человек какой профессии изображен на вашей карте. А потом мы из этих карт составим альбом на тему «Все профессии важны».
5. Итог урока.
- Какие чувства вы испытывали во время урока?
- Что понравилось?
- А что нового вы узнали?
- Над чем задумались?
- Чему удивились?
- А вам нравится работать с проектными картами?
“Помните, все профессии хороши – выбирай на вкус!” Неважно, какую профессию выберет каждый из вас, лишь бы она была вам по душе.