- Информация о материале
- Категория: Методическая копилка
Аверьянова Алена Петровна, учитель химии МБОУ СОШ № 7
Тема: Химические свойства серной кислоты.
Цели:
Образовательные:
изучить химические свойства серной кислоты путем сравнения с общими свойствами кислот, активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока, совершенствовать умения составлять уравнения реакций ионного обмена расставления степени окисления.
Развивающие:
развивать логическое мышление, вырабатывать умение сотрудничать и объективно оценивать свою работу и работу других учеников класса.
Воспитывающие:
воспитание интереса к учению, чувства ответственности за выполненную работу перед коллективом.
Ход урока.
Орган. момент (постановка цели) (5мин)
-В начале урока я хочу вам прочитать отрывок из произведения «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла: «В нескольких шагах от нее сидел на ветке Чеширский кот.
– Скажите пожалуйста, куда мне отсюда идти?
– А куда ты хочешь попасть? – ответил кот.
Мне все равно. – сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда идти, - заметил кот».
Вопрос классу: Что хочет кот этими словами сказать Алисе и зачем я их прочитала вам в самом начале урока?
(ответы)
Да, надо знать цель своей работы. Сегодня на уроке мы будем наблюдать, делать выводы. Это умение необходимо в жизни каждому человеку. Для нас наблюдать - это не просто замечать, ведь наблюдение – первый этап человеческого познания. Например, ученые, приступая к исследованиям, сначала проводят наблюдения. Поэтому постарайтесь сегодня на уроке хотя бы мысленно, а иногда и вслух начинать ответ со слов «А вот я заметил …». Я предлагаю вам сегодня отправиться в кругосветную регату, но не в простую, а в химическую под названием «Серная кислота», в ходе которой мы вспомним знания прошлых уроков и изучим химические свойства серной кислоты.
Тетради ваши превращаются в путевые дневники, в них вы и запишите тему урока.
Путешествовать мы будем на 3 яхтах, на каждой яхте - капитан–консультант и места учета для результатов с маршрутом.
Актуализация знаний. (10мин)
Ребята, кажется нас с первых минут неприятности. Чтобы отправиться в путь надо преодолеть :
1) химический лабиринт.
Предлагаю одному уч-ся выйти к доске
2) Ребята, я вижу на горизонте пристань «Индивидуальная».
а) работа с ромашками с секретом (выбираем по сложности задание).
б) (проверяют) консультанты выставляют оценки в карточки. Самопроверка.
Продолжим наш путь под другой цифрой.
3) бухта техники безопасности. Через неё можно попасть в империю. Вспомним, какими физическими свойствами характеризуется серная кислота?
(ответ)
А теперь самостоятельно составьте структурную формулу. Проверьте друг у друга ( баллы в карточку).
Новый материал.
Море взволновалось, ребята, и мы приближаемся к главной гавани
4) исследовательской.
Нас встречают с вами жители империи, но как же среди них определить, где кислоты?
(ответ)
-среди трех выданных веществ определите, где кислота.
Прекрасно! Но главная наша цель какова? Что мы ещё не знаем?
(по опорным конспектам)
1) самостоятельно общие свойства (кто вперед у доски реакцию записываем полное и сокращенное ионное уравнение).
2) в путевых дневниках
у доски:..
3) специфические свойства (объяснение учителя по опорному конспекту на доске.)
(Почему реакция с хлоридом бария называется качественной, характеристикой ?)
у доски : …
-Вывод: выпадает белый осадок, который не растворяется ни в воде, ни в конц. серной кислоте.
Как же среди всех жителей м/о обнаружить серную кислоту?
-Какой вывод вы должны записать в своих путевых дневниках?
Закрепление. (10мин)
5) испытание.
Ребята, наше путешествие подходит к концу и я хочу посмотреть, сможете ли вы применить полученные знания в экстремальной ситуации в нужную минуту. Слушаем сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван–царевич, и было у него три сестры: Марья, Ольга и Анна. Родители их рано ушли из жизни, и Иван воспитывал сестер сам. Пришло время и отдал Иван-царевич своих сестер замуж за царей медного, серебряного и золотого царств. Целый год Иван-царевич без сестер и соскучился по ним. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге он повстречал Елену Прекрасную, и они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену Прекрасную. Взял Иван-царевич своих верных воинов и поехал выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень лежит, закрыл дорогу на мост. На камне формулы. Если произнести вслух формулы, то камень повернется и освободит дорогу.
!!!Давайте поможем. Не ошибитесь.
Камень повернулся и освободил дорогу. Долго ехал Иван-царевич и его воины по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. На избушке реакции. Какая из реакций является качественной на H2SO4 и почему? Пять раз сказал Иван-царевич заветные слова «Избушка-избушка стань к лесу задом, а к нам передом». Избушка повернулась и вышла оттуда Баба Яга. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу. Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба Яга рассказала ему о силе знаний, о том, что добро и ум всегда победят зло: «Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух правильное решение и дверь откроется». Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-царевича и воинов, схватил их, бросил в глубокое подземелье и замкнул на крепкие запоры.
!!!Нам придется выручать Ивана-царевича. Нужно правильно определить, какую же дверь надо открыть.
Дверь подземелья открылась. И встали воины перед воротами Кощеева дворца, на котором написано уравнение.
H2SO4+Ba(NO3)2 BaSO4+HNO3
(расставить коэф-ты, является ли эта реакция качественной на кислоту и ее соли)
Ворота открылись. Освободили воины Елену Прекрасную. После этого Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной проведали его сестриц, приехали домой и стали жить жить-поживать и добра наживать. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!
Ну а ваши знания сегодня помогли вам победить зло и мы благополучно прибываем на последнюю.
6) бухта итоговая.
Консультанты собирают карточки учета и подводят итог.
Д/зад.
«3» Составить уравнения реакций, которые практически осуществимы.
1) Hg+H2SO4
2) Pt+ H2SO4
3) р H2SO4 + ВаО
4) р H2SO4 + КОН
«4» Осуществить цепочку превращений. Составить полное и сокращенное ионное уравнение.
SO3 ? Na2SO4
Рв SO4
5) Среди формул в-в выбрать те, с которыми реагирует р H2SO4. Составить молек., полное и сокращенное ионное уравнение.
HCl; Ba; ZnO; Pt; Hg; BaCl2; P2O5
Задание №1
1 | г | л | а | в | н | а | я | ||||||||||||||||||
2 | а | ||||||||||||||||||||||||
3 | э | л | е | к | т | р | о | н | ы | ||||||||||||||||
4 | п | р | о | т | о | н | |||||||||||||||||||
5 | г | а | з | ы | |||||||||||||||||||||
6 | е | ||||||||||||||||||||||||
7 | н | ||||||||||||||||||||||||
8 | ы |
1) Название подгруппы, в которой расположен углерод.
2) 1,2,3 электрона на внешнем энергетическом уровне в атоме имеют…
3) Частицы, движущиеся вокруг ядра атома.
4) Элементарная частица ядра, имеющая заряд +1 и массу 1.
5) кислород О2 ; азот N2 ; водород Н2 – это…..
6) Элементарная электронейтральная частица ядра с массой 1.
7) Свойство атомов одного элемента оттягивать на себя электроны от атомов других элементов в соединениях…
8) Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число протонов в ядре и разное число нейтронов, а следовательно и разную массу.
Задание №2
F а) 1S2 2S2 2P5 б) 1S2 2S2 2P6 3S2 3P5 Cl
Br в) 1S2 2S2 2P6 3S2 3P6 3d10 4S2 4P5
t г) 1S2 2S2 2P6 3S2 3P6 3d10 4S2 4P6 4d10 5S2 5P5
Задание №3
закончи фразу, заполнив пропуски:
Галогены расположены в ………….. группе, в …………. подгруппе.
Задание №4
На внешнем энергетическом уровне в атомах галогенов находится 7 валентных электронов. Поэтому они не металлы. Неметаллические свойства сверху вниз уменьшаются. До устойчивого восьмиэлектронного состояния им недостает по 1 электрону. Обладая высокой электроотрицательностью атомы галогенов энергетично присоединяют недостающий электрон от других атомов в соединениях, выступая в роли …………… и проявляя степень окисления ……………….
а) Определи степень окисления в соединениях:
H+1F-1 ; H+1Cl-1 ; H+1Br-1 ; H+1J-1
укажи тип химической связи
б) Определи степень окисления в соединениях:
Задание №5
Расставь коэффициенты в уравнении окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса. Определи окислитель и восстановитель.
а) на «4» Na+Cl2 → NaCl
б) на «5» H2O+F2→ HF+O2